
Найм сотрудников по трудовому договору сопряжён с рядом сложностей. На плечи работодателя в этом случае ложится обязанность регулярной выплаты страховых взносов, НДФЛ за каждого работника, заработной платы, а также взаимодействие с государственными органами.
Трудовые отношения с самозанятыми устроены намного проще. Кроме того, работа с самозанятыми обходится дешевле. Далее мы рассмотрим особенности, плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми работниками.
Привлечение самозанятого сотрудника для юридических лиц имеет ряд преимуществ:
Однако делегировать задачи самозанятому работнику получится не всегда. Чтобы не было злоупотреблений со стороны юридических лиц этим правом, ФНС установлены некоторые ограничения.
Если налоговая служба выявит, что фактически с самозанятыми установлены трудовые отношения, компании потребуется за каждого такого работника сделать страховые взносы, а также выплатить НДФЛ, штрафы за их несвоевременную выплату, перечислить пени в соответствии с суммой задолженности.
Это сделано для того, чтобы полноценные трудовые отношения не подменялись гражданско-правовым договором. В случае нарушений установлены штрафы:
ФНС может расценивать отношения с самозанятым как трудовые в следующих случаях:
Внимание налоговых органов также может привлечь следующее:
Пошаговое руководство к 13 ситуациям для быстрого и самостоятельного реагирования до обращения к юристу
Актуально для владельцев, директоров, руководителей и штатных юристов компаний в сфере коммерческого, инфраструктурного и жилого строительства / реконструкции / ремонта
Инструкция отвечает на вопросы:
И узнайте, что делать если:
Выделим основные преимущества и недостатки такого вида трудовых отношений.
Главные плюсы — это:
Однако есть и минусы:
Тем не менее, если соблюдать установленные правила, проблем возникнуть не должно. Главное — не пытаться «обхитрить» налоговую, пытаясь нанимать полноценных сотрудников под видом самозанятых.
Чтобы не возникало проблем при работе с самозанятыми, рассмотрим важные нюансы взаимодействия с ними.
Обратите внимание — для ИП на патенте не предусмотрено право привлечения субподрядчиков ИП или ООО. Это закреплено в статье 346.43 Налогового кодекса РФ. Кроме того, организации на УСН и ОСНО также делают ошибки при оформлении отношений с самозанятыми, из-за чего они могут быть переквалифицированы в трудовые согласно статье 15 ТК РФ.
У налоговой могут появиться вопросы, если:
Также подозрения может вызвать сотрудничество работника в качестве самозанятого с бывшим работодателем (если после увольнения прошло менее 2 лет) и другие факторы, которые мы рассматривали выше.
Необходимо, чтобы рабочие отношения с самозанятым не подпадали под эти критерии, иначе есть риск их переквалификации в трудовые. В этом случае юридическое лицо должно будет выплатить дополнительные начисления согласно статье 122 Налогового кодекса РФ.
Важно: договорные отношения с самозанятыми должны быть корректно оформлены юридически, также должен быть прописан порядок выплаты вознаграждений.
Если же трудовые отношения с самозанятым подпадают под какой-либо из признаков, описанных выше, лучше оформить сотрудника в штат по трудовому договору.
Привлечение самозанятого — отличный вариант в случае:
Сотрудничество с самозанятыми в некоторых случаях сопряжено для юридических лиц с некоторыми рисками. Поэтому перед привлечением такого сотрудника рекомендуется проверить его.
Для этого следует проверить его статус плательщика НПД. Это можно сделать на официальном сайте ФНС в разделе проверки статуса налогоплательщика НПД. Для этого нужно указать актуальную дату запроса (текущую или ту, когда вы сотрудничали с исполнителем ранее) и ввести ИНН исполнителя.
Если выяснится, что исполнитель — обычное физическое лицо, компанию после перевода денежных средств могут ожидать неприятные последствия, так как юрлицо становится в данном случае налоговым агентом. Это означает, что на компанию ложится ответственность по перечислению налогов и взносов за физлицо. Проверка статуса плательщика НПД поможет избежать этой ситуации.
Также можно убедиться в том, что у исполнителя есть статус самозанятого можно, запросив у него самого справку о постановке на учёт в качестве плательщика НПД.
Работника, с которым подписан трудовой договор, нельзя дополнительно привлечь к решению какой-либо задачи этой компании в качестве самозанятого. Также не получится сотрудничать с ним, если он работал в компании ранее, и с момента увольнения ещё не прошло 2 года.
Есть перечень работ и услуг, которые нельзя предлагать, находясь в статусе самозанятого. Соответственно, заказчик также не может привлечь самозанятого для выполнения таких задач.
К запрещённой деятельности в этом статусе относится:
Если выяснится, что самозанятый получает доход с запрещённой деятельности, у этого могут быть неприятные последствия как для компании, так и для самозанятого. Статус самозанятого в этом случае аннулируется, а компания должна будет выплатить все необходимые налоги и взносы, как при сотрудничестве с физическим лицом.
Трудовые отношения с самозанятыми регулируются гражданско-правовым договором. Если он составлен правильно, права и обязанности сторон будут надёжно защищены, а риски переквалификации ГПХ-договора в трудовой — минимальны.
Заключение договора даёт право на выплату неустойки при нарушении условий сотрудничества. Также юрлицо с его помощью может доказать отсутствие трудовых отношений с контрагентом. Договор служит гарантией и для самозанятого — например, если заказчик откажется от оплаты услуг или занизит вознаграждение.
Обратите внимание: составляя договор, важно не использовать формулировки, указывающие на трудовые отношения. Например, такие слова, как: работодатель, оклад/заработок/заработная плата/зарплата, работник/сотрудник, работа, рабочий график/смена, замечание, выговор.
В гражданско-правовых отношениях нельзя называть исполнителей работниками или для обозначения сотрудничества с самозанятым употреблять формулировки «принять/оформить на работу», «найм/оформление на работу самозанятого сотрудника/работника», иначе налоговая это может расценить как признак трудовых отношений.
Составление задания — необязательный этап, но он поможет снизить риск переквалификации договора в трудовой, а также зафиксировать договорённости с самозанятым.
При составлении задания, как правило, указывают:
Обратите внимание — следует устанавливать оплату не за часы, а за определённых результат. Это поможет избежать спорных ситуаций.
К этому шагу переходят после оказания объёма услуг, предусмотренного договором. В акте указывают:
Этот документ также необязателен, но хорошо, если он будет, так как в спорных ситуациях может служить дополнительным доказательством того, что услуги предоставлялись в соответствии с требованиями гражданско-правового договора.
Также акты фиксируют факт полного предоставления услуги надлежащим образом и в срок. Для самозанятого они служат доказательством, что все задачи были им выполнены.
Есть и другие ситуации, когда подписание акта становится особенно важным:
Вознаграждение самозанятым может выплачиваться разными способами:
Рассмотрим каждый из этих способов подробнее.
В этом случае всё взаимодействие с исполнителем происходит через платформу. Самозанятый указывает свои реквизиты для оплаты, акты подписываются им также на платформе. Заказчик со своей стороны автоматически формирует акты и также подписывает их на платформе с помощью ЭЦП. После подписания акта сторонами исполнитель получает оплату за оказанные услуги, а заказчик — чеки, сформированные автоматически.
Заключительный этап, подтверждающий, что все услуги были оказаны -формирование чека самозанятым. На этом этапе исполнитель формирует чек после выплаты вознаграждения, фиксируя тем самым свой доход в налоговой.
Для компании чеки также служат подтверждением, что она сотрудничает с самозанятым, а не укрывается от уплаты налогов. В налоговую при этом предоставляется именно чек, другой документ не подходит.
Поэтому в договоре рекомендуется фиксировать, как именно самозанятый будет передавать вам чеки. По закону они могут быть предоставлены как в электронном виде, так и в бумажном.
Распечатанный чек самозанятый может переслать почтой или отдать лично заказчику, если есть такая возможность. Электронный чек можно отправить по электронной почте, сообщением в мессенджере или через SMS.
Чтобы обезопасить себя, в договоре также можно прописать ответственность за невыдачу чека, например, штраф. Также при получении чека рекомендуется проверить его подлинность (например, отсканировав его QR-код) и отсутствие в нём ошибок (убедитесь, что ИНН компании, сумма, наименование товара и услуги указаны верно).
Если чек был сформирован с ошибками, самозанятый может аннулировать его в приложении «Мой налог» и сформировать заново.
Чеки — это первичные документы, подтверждающие факт оплаты. Компаниям рекомендуется хранить их 5 лет в электронном или бумажном виде.
Итак, выше мы рассмотрели особенности работы с самозанятыми, плюсы и минусы такой формы сотрудничества, а также все этапы взаимодействия при оказании услуг или выполнении работ: от проверки и заключения договора до формирования чека. Надеемся, этот материал был полезен для вас!
Свяжемся с вами в день обращения!
Вся информация, которую мы передаём между нами, строго конфиденциальна, потому что мы всегда начинаем знакомство с подписания NDA (Договора о неразглашении).
Вы можете быть не правы, но сумма, указанная в иске, зачастую завышена. Мы можем снизить заявленную сумму требований и договориться на выгодных для вас условиях после анализа документов.
Максимальная сумма, которую нам удавалось списать, составляла 150 млн. руб. Средняя сумма по всем делам — 15% от суммы иска.
Если вдруг наша команда не выполнит свои обязательства, ОАО "Альфа Страхование" гарантирует покрытие ваших убытков до 15 миллионов рублей. При работе с вами мы подписываем договор, в котором есть пункт «О страховании ответственности нашей команды».
Несмотря на то, что в юриспруденции невозможно предусмотреть гарантию, результаты работы нашей команды застрахованы на 15 млн руб.
Мы закрепляем за каждым делом юриста / адвоката по строительным спорам. А кто именно из команды, мы определим после того, как узнаем суть дела.
Это комментарии к посту