
Это какая? Вертикально-интегрированная компания – это организация, решившая сделать ставку на развитие через поглощение и слияние с другими бизнесами. Такой путь позволяет снизить издержки и повысить эффективность деятельности, но у него есть и слабые стороны.
Как все организовать? К вертикальной интеграции прибегают обычно в тех случаях, когда деятельность ведется на несформировавшемся или высокорисковом рынке. Организовать такой подход можно разными способами в зависимости от условий работы.
В этой статье:
Как правильно работать с госзакупками по 44 ФЗ и 223 ФЗ (Пошаговый чек-лист и советы)
PDF 2,3 МБ
Вертикальной интеграцией называется та деятельность предприятия, которая нацелена на масштабирование бизнеса, расширение его рыночного влияния, победу в конкурентной гонке, оптимизацию издержек. Вертикально-интегрированная компания — это, к примеру, холдинговая структура, состоящая из мелких фирм и одной крупной, которой все прочие подконтрольны и которая влияет на все или отдельные бизнес-процессы в своей отрасли.
Вертикальная интеграция всегда имеет одну цель расширить масштаб бизнеса, укрепить рыночные позиции и извлечь ещё больше дохода. Сама процедура интеграции представляет собой покупку других фирм, входящих в единую технологическую цепочку.
Яркие примеры вертикально-интегрированных компаний можно найти в сельском хозяйстве и пищепроме. Одни предприятия выращивают, собирают и хранят продукты питания, другие занимаются их переработкой, третьи сфокусированы исключительно на логистике и доставке пищи конечным потребителям.
Если объединить фирмы всех трёх типов в одну структуру — бизнес полного цикла — то этот процесс и будет носить название вертикальной интеграции. Такие организации, охватывающие все этапы производственной цепочки, позволяют ускорить её работу, минимизировать затраты на посредников, усовершенствовать внутренние производственные процессы.
Вертикальная интеграция эффективна при решении следующих задач:
Вертикально-интегрированные компании намного лучше, по сравнению с обычными, защищены от банкротства, их экономические риски ниже, а производство эффективнее. Конкретные задачи, ради которых затевается интеграция, определяются стратегическими целями бизнеса, спецификой отрасли, сформированностью и стабильностью рынка. Сам по себе это весьма трудоёмкий и рискованный процесс.
Каждое из нижеперечисленных преимуществ обеспечивает вертикально-интегрированной компании успех в конкуренции с другими игроками на рынке.
Вот эти ключевые преимущества:
У стратегии вертикальной интеграции есть ещё ряд преимуществ:
Конечно, у крупных вертикально-интегрированных компаний есть и свои типичные минусы, и главный среди них — это необходимость инвестировать огромные средства в процесс интеграции. А когда структура выстроена, её нужно поддерживать, чтобы она работала продуктивно и приносила всё больше прибыли.
Вторым недостатком интеграции является уменьшение гибкости. Вертикально-интегрированная фирма становится неповоротливым гигантом, которому не угнаться за трендами потребительского поведения.
И, наконец, третья болезненная проблема подобных предприятий — это утрата фокуса. Чтобы успешно торговать в розницу, нужны совсем иные скиллы, чем для управления фабрикой.
На этом список недостатков вертикально-интегрированных компаний не кончается:
Кроме вертикально-интегрированных компаний, существуют и горизонтально-интегрированные. Между ними есть несколько различий, главное из которых — это то, какие бизнесы объединяются: те, которые просто работают в одной сфере, или же те, которые задействованы на разных стадиях производства одного продукта.
Вертикальная интеграция бывает трёх видов:
Конкретные форматы и способы осуществления вертикальной интеграции определяются спецификой компании. Интеграция может быть:
Изучая степень контроля над приобретёнными фирмами, эксперты выявили два дополнительных типа вертикальной интеграции:
Только руководство предприятия решает, нужна ли ему вертикальная интеграция. Но в некоторых обстоятельствах эксперты настоятельно рекомендуют провести её. Это следующие ситуации:
Имейте в виду, что даже в этих случаях вертикальная интеграция не обязательна, это лишь вариант стратегии. Можно не прибегать к нему. Но если топ-менеджмент уже задаётся вопросом, не пора ли вертикально интегрироваться, то основной предпосылкой для этого решения является то, что вертикальный рынок, на котором действует фирма, несостоятелен.
Вертикальная интеграция | Горизонтальная интеграция |
Скупается основная часть цепи поставок | Приобретаются родственные и конкурирующие фирмы |
Даёт возможность сократить издержки, добиться более контролируемой и бесперебойной работы | Позволяет ослабить конкуренцию, освоить новые рынки, разнообразить ассортимент |
Вертикально-интегрированная компания образуется, когда фирма приобретает один или несколько других бизнесов, играющих значительную роль в производственном процессе или цепи поставок, или развивает их. Яркий пример: Netflix, изначально занимавшийся только лицензированием фильмов и сериалов больших известных студий, стал создавать собственный оригинальный контент.
При горизонтальной интеграции приобретаются конкуренты либо фирмы из смежных отраслей. Цели этой стратегии — расширить собственную клиентскую базу и победить конкурентов таким оригинальным способом. Успешная горизонтально-ориентированная интеграция — это, например, покупка студии Pixar Animation Studios мировым гигантом «Диснеем».
Любое предприятие, оперирующее какими-либо активами, неизбежно рискует. Как правило, слабыми местами, где сосредоточены эти риски, являются сбыт продукции, стабильность поставок (материалов, сырья, компонентов), перепрофилирование техники для дальнейшего использования в других целях.
При отсутствии рисков из-за асимметричных данных и неопределённости у вертикально-интегрированных компаний транзакционные расходы намного ниже, чем в среднем по рынку. В любом сегменте, где уровень конкуренции достаточен, и продавец, и покупатель вынуждены тратить много денег только для того, чтобы найти друг друга.
Поэтому покупатель может торговать товаром дальше, сбывая его конечному потребителю, и при этом издержки на реализацию, разумеется, растут. Если продавец и покупатель (дистрибьютор, розничная сеть, и т. п.) объединятся, то из транзакций у них останутся только те, которые касаются поиска и сопровождения договоров по отношению к покупателю готового товара.
Пример № 1. McDonald’s
Ещё один нашумевший пример от всемирно известной сети ресторанов фаст-фуда. Компанию McDonald’s без преувеличения можно назвать мастером вертикальной интеграции, у которого стоит поучиться её внедрению. Сегодня McDonald’s управляет огромной сетью точек общепита, охватывающей более сотни стран, и продаёт свою картошку фри, бургеры и напитки практически везде. А всё благодаря тому, что цепочка поставок продуктов питания была обратно интегрирована: McDonald’s открыла собственные заводы, производящие необходимое сырьё, и закупает его только у них.
Предприятие также производит собственную сельхозпродукцию, чтобы гарантировать качество блюд и доступность нужных компонентов по всему миру, где есть рестораны McDonald’s. Это тоже пример обратной интеграции. Сейчас этот успешный бренд, помимо популярности на всём земном шаре, славится ещё и тем, что соотношение «цена — качество» в нём идеально для лояльных потребителей.
Пример № 2. Avenue Supermarts Limited
Пример из Индии. В собственности и под управлением Avenue Supermarts находится сеть популярнейших магазинов DMART, но, кроме этого, Avenue Supermarts вполне эффективна и в пищепроме, и в некоторых других отраслях промышленности. И хотя бум электронной коммерции вызвал в этих сегментах значительное маржинальное давление, компания, блестяще осуществившая обратную и вертикальную интеграцию, продолжает показывать стабильные экономические результаты своим акционерам и прекрасное качество обслуживания своим клиентам.
Avenue Supermarts Limited принципиально торгует только в собственных точках продаж, чтобы экономить на аренде и оптимально настраивать магазины, дабы пространство использовалось грамотно и доход с каждого квадратного фута был максимальным. Этот показатель очень важен для организованной торговли в розницу. У этой вертикально-интегрированной компании есть несколько собственных торговых марок, в которых всё — от изготовления до продажи — делается своими силами. В итоге продукция становится дороже, прибыли растут.
На пути к победе над конкурентами, отстройке от них, повышению прибыльности и увеличению ценности продукта для клиентов вертикальная интеграция становится важным и судьбоносным шагом.
Свяжемся с вами в день обращения!
Вся информация, которую мы передаём между нами, строго конфиденциальна, потому что мы всегда начинаем знакомство с подписания NDA (Договора о неразглашении).
Вы можете быть не правы, но сумма, указанная в иске, зачастую завышена. Мы можем снизить заявленную сумму требований и договориться на выгодных для вас условиях после анализа документов.
Максимальная сумма, которую нам удавалось списать, составляла 150 млн. руб. Средняя сумма по всем делам — 15% от суммы иска.
Если вдруг наша команда не выполнит свои обязательства, ОАО "Альфа Страхование" гарантирует покрытие ваших убытков до 15 миллионов рублей. При работе с вами мы подписываем договор, в котором есть пункт «О страховании ответственности нашей команды».
Несмотря на то, что в юриспруденции невозможно предусмотреть гарантию, результаты работы нашей команды застрахованы на 15 млн руб.
Мы закрепляем за каждым делом юриста / адвоката по строительным спорам. А кто именно из команды, мы определим после того, как узнаем суть дела.
Это комментарии к посту