Когда поступает? Оплата оказанных услуг или работ по тендеру производится в строго оговоренные в контракте сроки. По закону речь идет о 7-15 днях. Продолжительность зависит от вида закупок. Случается так, что заказчики не спешат выполнять свои обязанности и задерживают оплату.
Что делать? Главное – не паниковать, а действовать. Для начала отправляют претензию с требованием оплатить оказанные услуги или выполненные работы.
- Нормы, регламентирующие оплату оказанных услуг или работ по тендеру
- «Подводные камни» с платой оказанных услуг или работ по тендеру
- Ответственность за нарушение сроков оплаты
- Пошаговая инструкция по получению задержанной оплаты оказанных услуг или работ по тендеру
- Часто задаваемые вопросы об оплате контакта
-
Как правильно работать с госзакупками по 44 ФЗ и 223 ФЗ (Пошаговый чек-лист и советы)
PDF 2,3 МБ
Нормы, регламентирующие оплату
При осуществлении покупок онлайн в соответствии с 44-ФЗ даётся не больше 15 рабочих дней на оплату заказов, добавленных в Единую информационную систему (ЕИС) в 2022 году (ч. 13.1 ст. 34). Для оплаты контрактов с участием субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) выделяется 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).
Начиная с 1 января 2023 года количество дней, отведённых на оплату, сократились до 10 рабочих дней, а по контрактам с СМП и СОНКО – до 7.
Федеральные заказчики работают с такими урезанными сроками с 2022 года: семь рабочих дней даётся для оплаты контракта с СМП и СОНКО и десять рвбояих дней – для прочих поставщиков (Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 №1496).
Если заключение сделки было в виде закрытой процедуры на бумаге (в данном случае приёмка происходит без применения ЕИС), то по закону внести оплату можно в течение 30 календарных дней.
«Подводные камни» с оплатой оказанных услуг или работ по тендеру
После выигрыша тендера хочется поддаться своим эмоциям и отпраздновать это событие. Но не стоит торопиться. В случае с аукционами есть немало важных нюансов и подводных камней. И они не относятся к вопросу о том, как выиграть тендер.
- Стать победителем, не значит приступить к исполнению контракта.
В соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ в роли заказчика может быть государство, госкомпании либо частные организации. В случае с частными компаниями и государственными вопросов практически нет, чего не скажешь о муниципалитетах и бюджетных организациях.
Многие юристы работали с подрядчиками и поставщиками, обращающимися к ним за помощью после выигрыша в тендерах от различных «ФГБУ», которые никак не могли его оплатить из-за многолетних задолженностей и большого количества исполнительных производств.
- Вы можете стать победителем тендера, выполнить его, составить все требующиеся документы, договориться с заказчиком.
Однако, после этого всё равно нет гарантии, что вы получите оплату. Зачастую заказчиками являются государственные бюджетные организации, у которых очень много финансовых обязательств. К сожалению, нередко у данных учреждений возникают трудности с их исполнением.
- Грамотное исполнение контракта.
Работа с учётом 44-ФЗ и 223-ФЗ требует внимательного отношения к документообороту и всем контрактам. Дело в том, что зачастую результат работ направлен на третье лицо, а не на заказчика. Так как в сделках участвуют бюджетные деньги, за их расходами очень тщательно следят и требуют отчитываться.
- Ценность результата выполненных вами проектов резко снижается, если не были соблюдены правила всех согласований, отчётности и сдачи работ.
Приём работы происходит на основе технического задания, регламентов, документооборота, 44-ФЗ и 223-ФЗ. На этом этапе проблемы возникают практически у каждого поставщика.
Ответственность за нарушение сроков оплаты
Помимо оплаты, поставщик имеет право запросить у заказчика перечисление пеней, штрафов (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ) и компенсации расходов на обращение за юридической помощью и отправку документов (ч. 2 ст. 110 АПК). В качестве исключения выступают ситуации, когда заказчик не перевёл деньги из-за непредвиденных обстоятельств.
Пени поступают за каждый день просрочки оплаты заказчиком в соответствии с 44-ФЗ. Штраф заказчик получает, если он не выполнил свои условия договора или сделал это некачественно. Размер штрафа определяется на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (пп. 3–9). Как правило, это процент от цены контракта либо конкретная сумма. Штрафы не должны превышать стоимость сделки.
Затраты на решение юридических вопросов и отправку документов покрываются с учётом судебного решения или договора о возмещении расходов, подписанного до обращения в суд.
На степень наказания влияет вид заказчики и особенности закупки.
Вид закупок | Наказание | Статья КоАП |
Закупки по 44-ФЗ | — Штраф от 30 до 50 тыс. руб.
— Запрет на работу сотруднику заказчика на срок до двух лет |
7.32.5 |
Гособоронзаказ по 44-ФЗ | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. | 7.32.1 |
Закупки по 223-ФЗ | — Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на работника
— Штраф от 50 до 100 тыс. руб. на компанию |
7.32.3 |
Пошаговая инструкция по получению задержанной оплаты
Последовательность действий несложная: необходимо составить и отправить заказчику претензию, а если он её проигнорирует – подать иск в суд. Но можно обойтись и без суда, если знать некоторые методы влияния на заказчика. Пошагово разберёмся в данном вопросе.
Шаг 1. Подготовка претензии
Сформулируйте претензию к заказчику, в которой потребуйте оплатить выполненную поставку и перечислить неустойку. Как правило, в претензии указываются:
- названия организаций заказчика и поставщика;
- реквизиты договора;
- сумма долга;
- реквизиты для перечисления денежных средств;
- дата и номер документа о приёмке и напоминание, какого числа должны были прийти деньги, с упоминанием регулирующих оплату по договору пунктов контратка пунктов госконтракта;
- раздел об ответственности заказчика перед поставщиком со ссылками на пункты госконтракта и указанием мер, которые можно применить в отношении организации с учётом КоАП;
- какое количество времени даётся на решение проблемы с оплатой в досудебном порядке и без обращения в контролирующие органы.
К претензии необходимо положить расчёт пеней. Передача документов должна осуществляться таким образом, чтобы можно было подтвердить их получение.
Шаг 2. Делаем расчёт пени
Пошаговый расчёт описывается в госконтракте с учётом правил из части 5 статьи 34 44-ФЗ. Как вычислить размер пеней:
- Указываем количество дней просрочки оплаты. Первым считается день, следующий за тем, на который был установлен крайний срок оплаты денежных средств по госконтракту.
- Допустим, сумма госконтракта составляет 100 тысяч рублей, просрочка – 10 дней, ключевая ставка на 18.02.2022 – 9,5 %. Подсчёт будет выглядеть следующим образом:
1/300 x 9,5 % x 10 х 100 000 = 316,67 руб.
Получается, что заказчик задолжал подрядчику 100 316,67 руб., из которых 100 000, 00 руб. – это стоимость поставки товара и 316,67 руб. – за просрочку.
Если заказчик оплатил всего один этап исполнения госконтракта, а другие нет, то неустойка считается только за неоплаченные этапы.
Шаг 3. Отправляем заявление в органы финансового контроля и в вышестоящие инстанции
Если после отправки претензии не последовало никакой реакции со стороны заказчика, то необходимо обратиться к финансовым контролирующим органам – в казначейство, комитет финконтроля, счётную палату. Можно действовать и через вышестоящие инстанции – учредителя и главного распорядителя бюджетных средств.
Зачастую, учредитель и распорядитель являются одним ведомством. Выяснить, кто занимает должность учредителя компании можно несколькими путями: изучить устав на сайте заказчика либо обратиться к правилу подведомственности. На основе данного правила за работой больниц следит комитет по здравоохранению, школ – комитет по образованию и т. д. К примеру, если образовательное учреждение не оплатило товар, необходимо обратиться к начальнику районного отдела образования либо сразу в комитет по образованию.
В казначейство и счётную палату обращение о просрочке оплаты оказанных услуг или работ по тендеру надо отправлять через их официальные сайты. В администрацию и комитет финансового контроля через электронную приёмную Единого портала обращений граждан.
Обращение должно содержать в себе (ст. 7 59-ФЗ):
- указание адресата;
- указание обратившегося;
- описание произошедшего;
- адрес для направления ответа.
В обращении ставят подписи и добавляют к нему копии документов, подтверждающие обоснованность претензий.
На рассмотрение отводится максимум 30 дней (ст. 12 59-ФЗ).
Шаг 4. Прибегаем к помощи федеральной антимонопольной службы
При составлении жалобы о просрочке оплаты используется такая же форма, как и для других ведомств. Необходимо дополнительно указать номер тендера из ЕИС и номер реестровой записи из базы данных госконтрактов. На рассмотрение выделяется не больше 30 рабочих дней (ст. 12 59-ФЗ).
Направить обращение в ФАС можно онлайн, используя сайт службы, портал Госуслуг, email, а также в бумажном виде: передать по почте либо лично в канцелярию.
Следить за статусом обращения можно на сайте службы во вкладке «Написать в ФАС». Номер, по которому его можно отслеживать, пришлют вам на электронную почту, если заявление было передано на email службы или через сайт УФАС. Помимо этого, данная информация будет в личном кабинете.
Если для отправки обращения вы хотите воспользоваться другим способом, то вам надо узнать входящий номер документов по телефону общественной приёмной.
Найти адрес электронной почты службы для передачи жалоб и номер телефона общественной приёмной можно на сайте УФАС.
Шаг 5. Подача заявления в суд
Окончательно разрешить разногласия с заказчиком (если не получилось сделать это через переговоры, жалобы в вышестоящие инстанции и к бизнес-омбудсменам) поможет арбитражный суд. Заявление можно подать в электронном либо бумажном формате. Во втором случае обращение необходимо принести в канцелярию. График работы суда можно узнать на его официальном сайте.
В электронном виде обращение подаётся через сервис «Мой Арбитр». Чтобы им воспользоваться, необходимо зарегистрироваться или привязать аккаунт к учётной записи на портале Госуслуг (ЕСИА) и использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (ст. 125 АПК). Без подписи заявление рассматриваться не будет.
Обращение в суд должно включать в себя (ст. 125 АПК):
- наименование арбитражного суда, в который направлено заявление;
- данные поставщика и заказчика, просрочившего оплату;
- требования и их обоснование со ссылками на статьи законов и пункты госконтракта;
- доказательства невыплаты и того, что поставщиком были предприняты попытки разобраться в ситуации без привлечения суда;
- сумму долга и её подсчёт.
Весь список необходимых документов можно найти в статье 126 АПК.
Судья будет изучать документы (на это отводится не более пяти дней (ст. 127 АПК)), после чего вынесет определение : начинать судебное разбирательство или нет.
Часто задаваемые вопросы об оплате контакта
- Как поступить, если заказчик отказывается принимать товар?
Такое случается крайне редко, и ситуация очень неприятная. Что делать, чтобы сохранить деньги и репутацию? Главное, изначально грамотно оформить разногласия. Если вы на сто процентов уверены в том, что товар полностью соответствует техзаданию госконтракта, то всё общение надо проводить не по телефону, а в письменной форме.
Необходимо фиксировать каждый аргумент (и ваш, и заказчика). Пользуйтесь письмами с уведомлением о вручении, чтобы вам было проще выиграть это дело, если оно дойдёт до суда.
- Есть мнение, что с тендерами всё куплено, так ли это?
Это ошибочное предположение. С каждым годом закупки становятся более прозрачными. Никто не отрицает, что заказчики могут отдавать победу в тендере тем, кому надо, но подобное можно обжаловать в ФАС. Если правильно подходить к участию в аукционах, на этом можно неплохо заработать.
В обязанности заказчика входит исполнение условий госконтракта, в числе которых и своевременная оплата оказанных услуг или работ по тендеру.
Если деньги не поступили к поставщику в назначенный срок, он имеет право привлечь компанию к ответственности: написать претензию, обратиться в вышестоящие инстанции, в ФАС, прокуратуру, к бизнес-омбудсмену. Когда эти методы не помогают, остаётся действовать через суд.