Разрешение юридических споров для строителей
Звоните нам по номеру:
8 (800) 775-92-11 8 (495) 023-47-44
пн-пт с 10.00 до 19.00
Заказать звонок
Работаем по всей России, пн-пт с 10.00 до 19.00
Главная > Блог > Подрядчикам > Заказчики по 223-ФЗ: права и обязанности

Заказчики по 223-ФЗ: права и обязанности

16.10.2023
3 507
Время чтения: 13 минут
Сохранить статью:
Заказчики по 223-ФЗ: права и обязанности

Это кто? Заказчик по 223-ФЗ – компания, доля участия государства в которой превышает 50 %. К таким организациям относятся госкорпорации, автономные учреждения, субъекты монополий и ряд других.

На что обратить внимание? Указанный федеральный закон оставляет право заказчику самому определять требования к участникам и виду проведения закупок. Однако даже в этом случае закупки могут пройти не совсем гладко.

В этой статье:
  1. Кто является заказчиком по 223-ФЗ
  2. Документы заказчика по 223-ФЗ
  3. Штрафы заказчику по 223-ФЗ
  4. Часто задаваемые вопросы о заказчике по 223-ФЗ
  5. Как правильно работать с госзакупками по 44 ФЗ и 223 ФЗ (Пошаговый чек-лист и советы)

    PDF 2,3 МБ

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Компании, уставной капитал которых состоит не только из собственных средств, но и государственной доли, причём она не менее 50 %, это заказчики по 223-ФЗ. Существует определённый перечень того, какую организационно-правовую форму может иметь предприятие, относящееся к заказчикам по 223 Федеральному закону. Они указаны в положении ч. 2 ст. 1, например, это может быть:

  • Государственная корпорация или компания.
  • Публично-правовая компания.
  • Субъект естественной монополии.
  • Организация, ведущая регулируемую деятельность в сфере снабжения газом, водой, теплом, электричеством и т.д.
  • Автономное учреждение.

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Являются заказчиками по 223-ФЗ государственные и муниципальные предприятия, которые покупают за собственные средства и с помощью грантов, с привлечением субподрядчиков по исполняемым контрактам, не используя средства из системы бюджета. У предприятия должно иметься положение о закупках, которое было утверждено и размещено в срок до 01.01.2019.

Министерством финансов каждый год публикуется документ, где указываются результаты наблюдения за закупками – Сводный аналитический отчет. В нем имеется реестр заказчиков по 223-ФЗ, выступавших в течение отчётного периода в этом качестве.

Наиболее крупными заказчиками по 223-ФЗ являются известные учреждения:

  • ПАО «Газпром».
  • ООО «Газпром Инвест».
  • АО «ЭК Ленэнерго».
  • СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

У подобных организаций имеются в распоряжении значительные финансовые средства благодаря поддержке государства. Их закупочная деятельность побуждает поставщиков принимать участие в тендерах, предоставляет широкие перспективы, стимулирует конкуренцию. При этом обязанность заказчика по 223-ФЗ – эффективный расход финансов и выполнение обязательств. Для снижения вероятности злоупотребления своими привилегиями торги таких организаций строго регламентированы законом.

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Список тех заказчиков, которые имеют право принимать участие в торгах для удовлетворения законных интересов жителей страны и осуществления их прав, а также чтобы обеспечивать безопасность и защиту государства, утверждает Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р. В этом перечне имеется полная информация о тех федеральных государственных унитарных предприятиях, которые имеют полномочия участвовать в упомянутых торгах.

Права заказчика по 223-ФЗ тоже определены законом:

  • Право убедиться, что заказчик не внесён в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Право на публикацию документов помимо ЕИС на своём сайте (если тендер не связан с государственной тайной).
  • Разрешение на отсутствие публикаций о процедурах, если их суммы не превышают 100 000 руб., а если выручка составила больше 5 млрд руб. — не свыше 500 000 руб.

Документы заказчика по 223-ФЗ

Положение о закупках

Должно соответствовать законам, быть опубликовано на определённый срок, составлено в соответствии с положениями 223-ФЗ и 135-ФЗ. В документе указываются базовые нормы, которые регулируют закупки организации на протяжении всего пути, начиная с планирования и заканчивая заключением договора, приемкой товаров, работ или услуг.

Положения заказчиков по 223-ФЗ определяют, какие способы закупок (конкурентные и неконкурентные) будут использоваться и в каких конкретных случаях. Это отражено в плане закупок и закупочных процедурах.

План закупок

Общие правила требуют публикации плана на календарный год. Он должен включать основные нормы всех будущих закупок, и закупочные документы не должны с ним расходиться.

Закупки заказчиком по 223-ФЗ продукции, которая относится к инновационной и высокотехнологичной, или лекарственных средств, должны быть запланированы на срок 5 – 7 лет. Не менее чем на 3 года, необходимо разместить план закупки у СМП.

Извещение о закупке

Срок его действия совпадает со временем проведения данной закупки. Извещение не должно вступать в противоречие с планом и параметрами закупки. Также в нём имеется сжатое содержание условий, более подробно описанных в документации по закупке, если таковая имеется.

Документы заказчика по 223-ФЗ

Документация о закупке

Сюда включается конкурсная, аукционная и другая документация, которая действует в течение времени, когда проходит данная закупка. Список документов зависит от Положения о закупке и должен включать все необходимые и достаточные сведения для того, чтобы в ней участвовать, плюс условия договора, который будет заключён в результате. Сюда относятся:

  • Параметры качества, технических и функциональных характеристик продукции, условия поставки, прочие требования, относящиеся к соответствию поставляемой продукции запросам заказчика.
  • Требования к заявке на участие в конкурентной закупке (её содержание, форма, оформление, состав, срок действия), инструкция по подготовке заявки.
  • Критерии описания участниками закупки поставляемого товара (предмета конкурентной закупки), его функциональных характеристик и потребительских свойств, требований к его количеству и качеству или же критерии описания участниками закупки работы или оказываемой услуги, являющихся предметом конкурентной закупки, и их характеристик.
  • Определение места, условий и сроков (периодов) поставки товара (выполнения работы или предоставления услуги).
  • Информация о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара (работы, услуги) и предельное значение цены договора.
  • Форма, сроки и порядок оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
  • Форма, порядок, дата и время окончания срока, когда участникам могут быть предоставлены разъяснения положений документации о конкурентной закупке, в которой они участвуют.
  • Описание товара, работы, услуги, являющихся предметом конкурентной закупки, которое должно соответствовать ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и Положению о закупке.
  • Наименование предмета закупки с конкретизацией количества товара, объема работ, оказываемых услуг, кроме тех случаев, когда определение количества товара или определённого объема работ (услуг) невозможно.
  • Прочие условия, являющиеся важными и определённые Положением о закупке заказчика.

Закупочные протоколы

К ним относится и протокол подведения итогов закупки, предназначенный для фиксации основных этапов и результата закупки. Протоколы должны соответствовать условиям закупочной документации. В итоговом протоколе кроме того указывается предложение победителя закупки, и он входит в заключаемый договор.

Договор по итогам проведения закупки

Закрепляет соглашение сторон о том, каковы их взаимные обязанности в границах поставки товаров, работ или услуг. Заключение договора происходит не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с того числа, когда был опубликован итоговый протокол. Договор не должен вступать в противоречие с условиями закупочной документации и предложением победителя закупки. В случае уточнения участниками данных условий результаты таких переговоров тоже необходимо опубликовать.

Договор по итогам проведения закупки

По Закону 223-ФЗ заказчик обязан разместить в ЕИС помимо Положения о закупке следующие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документация, в которую входит также проект договора,
  • протоколы, составленные во время закупки.

Самое важное действие заказчика – размещение Положения о закупке в ЕИС. В случае если компания не выполнила это условие, право закупок по 223-ФЗ утрачивается. Тогда закупки будут проходить по закону 44-ФЗ.

Договор по итогам проведения закупки

Другое важное требование – заказчиков по 223-ФЗ обязывают к соблюдению установленных сроков, которые установлены следующим образом:

  • на размещение Положения о закупке и его изменений даётся 15 дней с даты его утверждения;
  • извещение о закупке должно быть размещено в течение 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • разместить изменения в извещение необходимо в течение 3 дней;
  • документацию по закупке и публикацию извещения производят вместе;
  • если поступили запросы от участников, заказчик должен опубликовать разъяснения по ним не позже, чем через 3 дня;
  • при составлении протоколов во время закупки их нужно размещать в срок 3 дня;
  • подписанный договор также публикуется в течение 3 дней;
  • если в договор были внесены изменения, их необходимо разместить в течение 10 дней;
  • отчеты заказчиков по 223-ФЗ о закупке за прошедший месяц должны быть опубликованы не позже 10 числа текущего месяца;
  • ежегодный отчёт о закупке у субъектов МСП заказчик должен разместить до 1 февраля следующего за отчетным года.

Для участников также имеются минимальные сроки, в которые можно подать заявку. Они зависят от типа процедуры и включения поставщика в список субъектов малого или среднего предпринимательства.

Штрафы заказчику по 223-ФЗ

Если происходят нарушения, за это лежит как ответственность заказчика по 223-ФЗ, так и должностных лиц, которые отвечают за ведение закупочной деятельности. Таблица показывает, какие штрафы имеются по 223-ФЗ в 2023 году.

Нарушение Штраф, накладывающийся на должностное лицо, руб. Штраф, накладывающийся на организацию-заказчика, руб. Правовая основа в соответствии с КоАП
Заказ проведён в бумажном виде (тогда как обязательно проведение в электронном) 10 000–30 000 100 000–300 000 Ч. 1 ст. 7.32.3
Заказ проведён в бумажном виде (тогда как обязательно проведение в электронном), и имело место осуществление закупки должностным лицом, которое подвергалось административной ответственности более двух раз От 40 000–50 000 возможно отстранение от занимаемой должности от полугода до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Госзакупка проведена по нормам 223-ФЗ, тогда как её надлежало проводить по Федеральной контрактной системе (44-ФЗ), 20 000–30 000 50 000–100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3
Нарушение положенных сроков размещения данных о закупке 2000–5000 10 000–30 000 Ч. 4 ст. 7.32.3
Нет опубликованной информации о заказе в ЕИС 30 000–50 000 100 000–300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3
Размещение в ЕИС изменений по проводимой госзакупке с нарушением сроков 5000–10 000 10 000–30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3
Закупочная документация, противоречащая действующим нормам 223-ФЗ, была согласована 2000–3000 5000–10 000 Ч. 7 ст. 7.32.3
Участник был отклонён по основаниям, не предусмотренным документами о закупке. Если заявки рассматривались и оценивались по критериям, не указанным в закупочной документации, заказчик будет привлечён к ответственности за ограничение конкуренции по 223-ФЗ 2000–3000 5000–10 000 Ч. 8 ст. 7.32.3
Ошибочное размещение сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков 10 000–15 000 30 000–50 000 Ст. 19.7.2-1
Предписания Федеральной антимонопольной службы не были исполнены 30 000–50 000 300 000–500 000 Ч. 7.2 ст. 19.5
Были нарушены сроки оплаты товаров, работ, услуг по договору, не были оплачены исполненные обязательства по отдельному этапу договора, заключённого по итогам закупки с ограничениями для СМСП 30 000–50 000 50 000–100 000 Ч. 9 ст. 7.32.3

Часто задаваемые вопросы о заказчике по 223-ФЗ

  • В чём разница между 223-ФЗ от 44-ФЗ?

Хотя Федеральный закон №223-ФЗ меньше по сравнению с 44-ФЗ, работать по нему не проще. Объём и количество статей в законе №44-ФЗ связаны с подробным описанием всех деталей. В законе 223-ФЗ описаны основные принципы и положения о закупках.

По отношению к способам проведения, требованиям к участникам и т.д. вносятся изменения заказчикам по 223-ФЗ самостоятельно и отражаются в Положении о закупках. В итоге, участники закупки кроме закона должны знать правила для каждого конкретного случая.

Часто задаваемые вопросы о заказчике по 223-ФЗ

  • Кто должен определять обеспечение заявки по 223-ФЗ?

Необходимость обеспечения договора заявки для участников закупки определяется заказчиком. Условия должны быть указаны в Положении о закупке и документации по закупке. При начальной (максимальной) цене ниже 5 млн рублей у заказчика нет прав на требование обеспечения заявки.

При НМЦК выше 5 млн допускается установка размера обеспечения не более 5 % от начальной цены. В случае проведения закупки среди МСП и самозанятых разрешается установить обеспечение заявки не более 2 % от НМЦК.

  • По какому закону должны делать закупки автономные учреждения?

Основное правило для автономных учреждений утверждает проведение закупок по 223-ФЗ. Если же таким заказчиком не размещено Положение о закупках на ООС, ему необходимо осуществлять закупки по 44-ФЗ.

Заказчик в любом случае должен досконально соблюдать законодательство, чтобы не пришлось выплачивать штрафы, которые может наложить контролирующий орган. Чтобы избежать таких рисков, лучше воспользоваться услугами специалистов.

Понравилась статья? Поделитесь:
Читайте также
Только до 26.05
Вы получите:
Консультация юриста
9 900 ₽ за наш счёт
Список документов
для подачи иска
3 кейса с решением
по схожей ситуации
Действительно до 27.05
Оставшееся кол-во 2 из 10
Полностью разберёмся в ситуации, проанализируем документы, оценим перспективы и правомерность действий
Подготовим пошаговый план действий
Предоставим судебную практику по аналогичным делам
Ответим на все вопросы
Спасибо!
Ваша заявка принята
Только до 27.05
Скачать бесплатно 5 полезных документов, которые помогут избежать главных юридических ошибок в бизнесе
С учётом последних редакций законов
  • Как расторгнуть договор подряда без суда

  • 14 критических ошибок которые совершают
    все строители

  • Как правильно принимать и оплачивать работы

  • Как выбрать юриста и не проиграть дело в суде

  • 9 примеров наших кейсов - как в 90% случаев
    мы возвращаем деньги

    Скачали уже 1 278 раз
    Скачать чек лист “8 обязательных пунктов,
    чтобы не потерять деньги на 44 ФЗ и 223 ФЗ”
    • Как остаться с прибылью и не уйти в минус
    • Что проверить, чтобы минимизировать риски
    • Как обезопасить себя от попадания в РНП (Реестр Недобросовестных Поставщиков)

      Скачали 764 человека
      Задать вопрос строительному юристу
      Написать в WhatsApp
      Задать вопрос строительному юристу в WhatsApp бесплатно Позвонить строительному юристу бесплатно