
Это кто? Заказчик по 223-ФЗ – компания, доля участия государства в которой превышает 50 %. К таким организациям относятся госкорпорации, автономные учреждения, субъекты монополий и ряд других.
На что обратить внимание? Указанный федеральный закон оставляет право заказчику самому определять требования к участникам и виду проведения закупок. Однако даже в этом случае закупки могут пройти не совсем гладко.
Как правильно работать с госзакупками по 44 ФЗ и 223 ФЗ (Пошаговый чек-лист и советы)
PDF 2,3 МБ
Компании, уставной капитал которых состоит не только из собственных средств, но и государственной доли, причём она не менее 50 %, это заказчики по 223-ФЗ. Существует определённый перечень того, какую организационно-правовую форму может иметь предприятие, относящееся к заказчикам по 223 Федеральному закону. Они указаны в положении ч. 2 ст. 1, например, это может быть:
Являются заказчиками по 223-ФЗ государственные и муниципальные предприятия, которые покупают за собственные средства и с помощью грантов, с привлечением субподрядчиков по исполняемым контрактам, не используя средства из системы бюджета. У предприятия должно иметься положение о закупках, которое было утверждено и размещено в срок до 01.01.2019.
Министерством финансов каждый год публикуется документ, где указываются результаты наблюдения за закупками – Сводный аналитический отчет. В нем имеется реестр заказчиков по 223-ФЗ, выступавших в течение отчётного периода в этом качестве.
Наиболее крупными заказчиками по 223-ФЗ являются известные учреждения:
У подобных организаций имеются в распоряжении значительные финансовые средства благодаря поддержке государства. Их закупочная деятельность побуждает поставщиков принимать участие в тендерах, предоставляет широкие перспективы, стимулирует конкуренцию. При этом обязанность заказчика по 223-ФЗ – эффективный расход финансов и выполнение обязательств. Для снижения вероятности злоупотребления своими привилегиями торги таких организаций строго регламентированы законом.
Список тех заказчиков, которые имеют право принимать участие в торгах для удовлетворения законных интересов жителей страны и осуществления их прав, а также чтобы обеспечивать безопасность и защиту государства, утверждает Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р. В этом перечне имеется полная информация о тех федеральных государственных унитарных предприятиях, которые имеют полномочия участвовать в упомянутых торгах.
Права заказчика по 223-ФЗ тоже определены законом:
Должно соответствовать законам, быть опубликовано на определённый срок, составлено в соответствии с положениями 223-ФЗ и 135-ФЗ. В документе указываются базовые нормы, которые регулируют закупки организации на протяжении всего пути, начиная с планирования и заканчивая заключением договора, приемкой товаров, работ или услуг.
Положения заказчиков по 223-ФЗ определяют, какие способы закупок (конкурентные и неконкурентные) будут использоваться и в каких конкретных случаях. Это отражено в плане закупок и закупочных процедурах.
Общие правила требуют публикации плана на календарный год. Он должен включать основные нормы всех будущих закупок, и закупочные документы не должны с ним расходиться.
Пошаговое руководство к 13 ситуациям для быстрого и самостоятельного реагирования до обращения к юристу
Актуально для владельцев, директоров, руководителей и штатных юристов компаний в сфере коммерческого, инфраструктурного и жилого строительства / реконструкции / ремонта
Инструкция отвечает на вопросы:
И узнайте, что делать если:
Срок его действия совпадает со временем проведения данной закупки. Извещение не должно вступать в противоречие с планом и параметрами закупки. Также в нём имеется сжатое содержание условий, более подробно описанных в документации по закупке, если таковая имеется.
Сюда включается конкурсная, аукционная и другая документация, которая действует в течение времени, когда проходит данная закупка. Список документов зависит от Положения о закупке и должен включать все необходимые и достаточные сведения для того, чтобы в ней участвовать, плюс условия договора, который будет заключён в результате. Сюда относятся:
К ним относится и протокол подведения итогов закупки, предназначенный для фиксации основных этапов и результата закупки. Протоколы должны соответствовать условиям закупочной документации. В итоговом протоколе кроме того указывается предложение победителя закупки, и он входит в заключаемый договор.
Закрепляет соглашение сторон о том, каковы их взаимные обязанности в границах поставки товаров, работ или услуг. Заключение договора происходит не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с того числа, когда был опубликован итоговый протокол. Договор не должен вступать в противоречие с условиями закупочной документации и предложением победителя закупки. В случае уточнения участниками данных условий результаты таких переговоров тоже необходимо опубликовать.
По Закону 223-ФЗ заказчик обязан разместить в ЕИС помимо Положения о закупке следующие документы:
Самое важное действие заказчика – размещение Положения о закупке в ЕИС. В случае если компания не выполнила это условие, право закупок по 223-ФЗ утрачивается. Тогда закупки будут проходить по закону 44-ФЗ.
Другое важное требование – заказчиков по 223-ФЗ обязывают к соблюдению установленных сроков, которые установлены следующим образом:
Для участников также имеются минимальные сроки, в которые можно подать заявку. Они зависят от типа процедуры и включения поставщика в список субъектов малого или среднего предпринимательства.
Если происходят нарушения, за это лежит как ответственность заказчика по 223-ФЗ, так и должностных лиц, которые отвечают за ведение закупочной деятельности. Таблица показывает, какие штрафы имеются по 223-ФЗ в 2023 году.
Нарушение | Штраф, накладывающийся на должностное лицо, руб. | Штраф, накладывающийся на организацию-заказчика, руб. | Правовая основа в соответствии с КоАП |
Заказ проведён в бумажном виде (тогда как обязательно проведение в электронном) | 10 000–30 000 | 100 000–300 000 | Ч. 1 ст. 7.32.3 |
Заказ проведён в бумажном виде (тогда как обязательно проведение в электронном), и имело место осуществление закупки должностным лицом, которое подвергалось административной ответственности более двух раз | От 40 000–50 000 возможно отстранение от занимаемой должности от полугода до 1 года | — | Ч. 2 ст. 7.32.3 |
Госзакупка проведена по нормам 223-ФЗ, тогда как её надлежало проводить по Федеральной контрактной системе (44-ФЗ), | 20 000–30 000 | 50 000–100 000 | Ч. 3 ст. 7.32.3 |
Нарушение положенных сроков размещения данных о закупке | 2000–5000 | 10 000–30 000 | Ч. 4 ст. 7.32.3 |
Нет опубликованной информации о заказе в ЕИС | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | Ч. 5 ст. 7.32.3 |
Размещение в ЕИС изменений по проводимой госзакупке с нарушением сроков | 5000–10 000 | 10 000–30 000 | Ч. 6 ст. 7.32.3 |
Закупочная документация, противоречащая действующим нормам 223-ФЗ, была согласована | 2000–3000 | 5000–10 000 | Ч. 7 ст. 7.32.3 |
Участник был отклонён по основаниям, не предусмотренным документами о закупке. Если заявки рассматривались и оценивались по критериям, не указанным в закупочной документации, заказчик будет привлечён к ответственности за ограничение конкуренции по 223-ФЗ | 2000–3000 | 5000–10 000 | Ч. 8 ст. 7.32.3 |
Ошибочное размещение сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков | 10 000–15 000 | 30 000–50 000 | Ст. 19.7.2-1 |
Предписания Федеральной антимонопольной службы не были исполнены | 30 000–50 000 | 300 000–500 000 | Ч. 7.2 ст. 19.5 |
Были нарушены сроки оплаты товаров, работ, услуг по договору, не были оплачены исполненные обязательства по отдельному этапу договора, заключённого по итогам закупки с ограничениями для СМСП | 30 000–50 000 | 50 000–100 000 | Ч. 9 ст. 7.32.3 |
Хотя Федеральный закон №223-ФЗ меньше по сравнению с 44-ФЗ, работать по нему не проще. Объём и количество статей в законе №44-ФЗ связаны с подробным описанием всех деталей. В законе 223-ФЗ описаны основные принципы и положения о закупках.
По отношению к способам проведения, требованиям к участникам и т.д. вносятся изменения заказчикам по 223-ФЗ самостоятельно и отражаются в Положении о закупках. В итоге, участники закупки кроме закона должны знать правила для каждого конкретного случая.
Необходимость обеспечения договора заявки для участников закупки определяется заказчиком. Условия должны быть указаны в Положении о закупке и документации по закупке. При начальной (максимальной) цене ниже 5 млн рублей у заказчика нет прав на требование обеспечения заявки.
При НМЦК выше 5 млн допускается установка размера обеспечения не более 5 % от начальной цены. В случае проведения закупки среди МСП и самозанятых разрешается установить обеспечение заявки не более 2 % от НМЦК.
Основное правило для автономных учреждений утверждает проведение закупок по 223-ФЗ. Если же таким заказчиком не размещено Положение о закупках на ООС, ему необходимо осуществлять закупки по 44-ФЗ.
Заказчик в любом случае должен досконально соблюдать законодательство, чтобы не пришлось выплачивать штрафы, которые может наложить контролирующий орган. Чтобы избежать таких рисков, лучше воспользоваться услугами специалистов.
Свяжемся с вами в день обращения!
Вся информация, которую мы передаём между нами, строго конфиденциальна, потому что мы всегда начинаем знакомство с подписания NDA (Договора о неразглашении).
Вы можете быть не правы, но сумма, указанная в иске, зачастую завышена. Мы можем снизить заявленную сумму требований и договориться на выгодных для вас условиях после анализа документов.
Максимальная сумма, которую нам удавалось списать, составляла 150 млн. руб. Средняя сумма по всем делам — 15% от суммы иска.
Если вдруг наша команда не выполнит свои обязательства, ОАО "Альфа Страхование" гарантирует покрытие ваших убытков до 15 миллионов рублей. При работе с вами мы подписываем договор, в котором есть пункт «О страховании ответственности нашей команды».
Несмотря на то, что в юриспруденции невозможно предусмотреть гарантию, результаты работы нашей команды застрахованы на 15 млн руб.
Мы закрепляем за каждым делом юриста / адвоката по строительным спорам. А кто именно из команды, мы определим после того, как узнаем суть дела.
Это комментарии к посту